Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся

Положение

о текущем контроле успеваемостии промежуточной аттестации обучающихся муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Залининская средняя общеобразовательная школа» Октябрьского района Курской области

1. Общие положения.

1.1. Настоящее Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом общеобразовательного учреждения, с учетом мнения совета обучающихся и совета родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

1.2. Настоящее Положение устанавливает требования к отметке и оценке учебных достижений, а также порядок, формы и периодичность текущего, промежуточного и годового контроля обучающихся в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Залининская средняя общеобразовательная школа» Октябрьского района Курской области (далее – Организация).

1.3. В настоящем Положении использованы следующие определения:

Отметка — это результат процесса оценивания, количественное выражение учебных достижений обучающихся в цифрах или баллах.

Оценка учебных достижений — это процесс по установлению степени соответствия реально достигнутых результатов планируемым целям. Оценке подлежат как объём, системность знаний, так и уровень развития интеллекта, навыков, умений, компетенций, характеризующие учебные достижения ученика в учебной деятельности.

Текущий контроль успеваемости — это систематическая проверка знаний обучающихся, проводимая учителем на текущих занятиях в соответствии с учебной программой.

Периодический контроль — подразумевает проверку степени усвоения обучающимися учебного материала по итогам прохождения раздела или темы и проводится в виде контроля УУУМ (усвоение учениками учебного материала) обучающихся.

Вводный контроль учащихся — процедура, проводимая в начале учебного года с целью определения степени сохранения УУУМ в соответствии с государственным общеобразовательным стандартом.

Промежуточная аттестация обучающихся— процедура, проводимая с целью определения степени освоения обучающимися содержания одной — двух учебных дисциплин за год в соответствии с государственным общеобразовательным стандартом.

Итоговая аттестация обучающихся– процедура проведения экзаменов согласно Положению об итоговой аттестации.

2. Цель и задачи разработки системы оценивания в настоящем положении.

2.1. Цель: повышение качества образования посредством установления единых требований к выставлению отметок и оценок учебных достижений.

2.2. Задачи:

  • установление фактического уровня знаний, умений, навыков по предметам базисной и инвариантной части учебного плана, соотнесение этого уровня с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основного общего образования, ФГС среднего общего образования;
  • контроль за выполнением учебных программ и календарных планов изучения отдельных предметов;
  • формирование мотивации, самооценки и помощь в выборе дальнейшей индивидуальной образовательной траектории обучающегося;
  • повышение уровня объективности, гласности в оценивании педагогом учебных достижений обучающегося.

3. Основные разделы системы оценивания.

3.1. Единые требования к отметке и оценке учебных достижений обучающихся.

Оценивание— процесс соотношения полученных результатов и запланированных целей.

Система оценивания должна дать возможность определить насколько успешно ученик освоил учебный материал или сформировал практический навык. Система оценивания должна показывать динамику успехов обучающихся в различных сферах познавательной деятельности.

В систему оценивания должен быть заложен механизм поощряющий, развивающий, способствующий самооцениванию обучающихся. Система оценивания должна предусмотреть связи учитель — ученик, родитель — классный руководитель, администрация – педагогический коллектив. Это обеспечит системный подход к формированию учебного процесса, а, значит, и его целостность.

3.2. Задачи школьной отметки:

3.2.1. Отметка выступает средством диагностики образовательной деятельности.

3.2.2. Отметка является связующим звеном между учителем, обучающимся и родителем.

3.3. Принципы выставления школьной отметки:

3.3.1. Справедливость и объективность — это единые критерии оценивания УУУМов обучающихся, известные обучающимся заранее.

3.3.2. Учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

3.3.3. Гласность и прозрачность — это доступность и понятность информации об учебных достижениях обучающихся, возможность любого заинтересованного лица проанализировать результаты и сделать соответствующие выводы.

3.3.4. Незыблемость — выставленная учителем отметка может подвергаться сомнению каждой из сторон, но даже в случае конфликтной ситуации и создания конфликтной экзаменационной комиссии, экзаменатор замене не подлежит.

3.3.5. Своевременность – отметка выставляется в течение 3 дней после проведения контроля (или к следующему уроку), если иное не определено в предметном приложении.

3.4. Критерии выставлении отметок

3.4.1. Основой для определения уровня знаний являются критерии оценивания – полнота знаний, их обобщенность и системность:

  • полнота и правильность — это правильный, полный ответ;
  • правильный, но неполный или неточный ответ;
  • неправильный ответ;
  • нет ответа.

3.4.2. При выставление отметок необходимо учитывать классификацию ошибок и их количество:

  • грубые ошибки;
  • однотипные ошибки;
  • негрубые ошибки;
  • недочеты.

3.5. Шкала отметок

3.5.1. В муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Залининская средняя общеобразовательная школа» в соответствии с Уставом принята 4 — бальная шкала отметок: «5» — отлично; «4» — хорошо; «3» — удовлетворительно; «2» — неудовлетворительно.

3.5.2. Отметку «5» — получает обучающийся, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность в полном объеме соответствует учебной программе, допускается один недочет, объем УУУМ составляет 90 — 100% содержания (правильный полный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, умение применять определения, правила в конкретных случаях. Обучающийся обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, применяет знания в новой ситуации, приводит собственные примеры).

3.5.3. Отметку «4» — получает обучающийся, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или его результаты в общем соответствуют требованиям учебной программы и объем УУУМ составляет 70 — 90% содержания (правильный, но не совсем точный ответ), применяет знания в стандартной ситуации.

3.5.4. Отметку «3» — получает обучающийся, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и его результаты в основном соответствуют требованиям программы, однако имеется определенный набор грубых и негрубых ошибок и недочетов. Обучающийся владеет УУУМами в объеме 50 — 70% содержания (правильный, но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно обучающийся обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно).

3.5.5. Отметку «2» — получает обучающийся, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и его результаты частично соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объем УУУМов обучающегося составляет до 50% содержания (неправильный ответ).

4. Формы и сроки контроля.

4.1. Формы контроля Организация определяет следующие: вводный контроль, текущий контроль, периодический (тематический) контроль, промежуточная аттестация, годовая и итоговая аттестация.

4.1.1. Промежуточная аттестация проводится в следующем порядке:

  • в 1и 2 классах осуществляется безоценочное обучение;
  • в 2 — 9 классах промежуточная аттестация по предметам проводится по четвертям и году;
  • в 10-11 классах промежуточная аттестация по предметам проводится по результатам полугодия и года.

4.1.2. Текущие оценки, выставленные обучающемуся, фиксируется в классном журнале и дневнике обучающегося учителем на момент оценки знаний, и являются основанием для выставления оценок при промежуточной аттестации.

4.2. Текущий контроль успеваемости осуществляется учителями на протяжении всего учебного года и осуществляет проверку знаний обучающихся в соответствии с учебной программой.

4.3. Тексты письменного текущего контроля хранятся у учителя или обучающегося в течение 3 дней с момента объявления отметки.

4.4. При контроле педагогические работники школы имеют право на свободу выбора и использования методов оценки знаний обучающихся по своему предмету.

4.5.В зависимости от особенностей предмета проверки (оценки), предполагаемого способа выполнения работы и представления ее результатов рабочие программы учебных предметов могут предусматривать устные, письменные и практические контрольные работы.

4.6.К устным контрольным работам относятся: выступление с докладами (сообщениями) по определенной учителем или самостоятельно выбранной теме; выразительное чтение или пересказ текстов; произнесение самостоятельно сочиненных речей, решение математических задач в уме; комментирование ситуаций; разыгрывание сцен (диалогов) с другими участниками образовательного процесса; исполнение вокальных произведений; другие контрольные работы, выполняемые устно.

К практическим контрольным работам относятся: ведение научных наблюдений; постановка лабораторных опытов (экспериментов); изготовление макетов действующих моделей и т.д.); выполнение контрольных упражнений, нормативов по физической культуре; выполнение учебно-исследовательской работы подготовкой письменного отчета (реферата) о ходе и результатах этой работы; производство работ с использованием ручного инструмента, машин, станочного технологического оборудования; разработка и осуществление социальных проектов; участие в учебных дискуссиях (дебатах).

4.7. Педагогический работник обязан ознакомить с системой текущего контроля по своему предмету обучающихся на начало учебного года.

4.8. Педагогический работник обязан своевременно довести до обучающихся форму проведения текущего контроля на следующем уроке.

4.9. Педагогический работник обязан своевременно и тактично довести до обучающихся отметку текущего контроля, обосновав ее в присутствии всего класса и выставить отметку в классный журнал и дневник обучающегося.

4.10.В течение учебного дня для одних и тех же обучаю­щихся может быть проведено не более одной контрольной работы.

В течение учебной недели для обучающихся 2 — 4 классов может быть проведено не более трех контрольных работ; для обучающихся 5 — 8-х классов — не более четырех контрольных работ; для обучающихся 9 -11классов — не более пяти контрольных работ.

4.11.Промежуточная аттестация обучающихся 1 класса осуществляется в форме годовых контрольных работ по обязательным учебным предметам, предусмотренным учебным планом основной общеобразовательной программы начального общего образования для данного года обучения. Результаты годовых контрольных работ оцениваются по двузначной шкале: «зачтено», «не зачтено».

4.12.В соответствии с требованиями ФГОС приоритетной формой контроля становится метапредметная диагностическая работа. Метапредметная диагностическая работа составляется из компетентностных заданий, требующих от обучающегося не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий.

В соответствии с требованиями ФГОС в промежуточную аттестацию включена новая диагностика результатов личностного развития. Она может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и т.д.).

4.13. Промежуточный итоговый контроль проводится в 2-11 классах с целью оценки качества усвоения содержания части одной — двух учебных дисциплин за четверть. Во 2 классе оценка качества усвоения материала выражается в процентном отношении.

4.14. Обучающимся, освобожденным на основании медицинской справки от занятий по физической культуре, отметка выставляется за изучение теоретических вопросов учебной дисциплины.

4.15. Обучающемуся, пропустившему 75 и более процентов учебных занятий в течение аттестационного времени, выставляется промежуточная итоговая отметка только после успешной сдачи зачета (форму и дату зачета утверждает педагогический совет) или делается запись «-» (не аттестован).

4.16. Ответственность за прохождение пропущенного учебного материала возлагается на обучающего, его родителей (лиц их заменяющих).

4.17. В конце учебного года выставляются итоговые годовые отметки по всем предметам учебного плана.

4.18. Обучающийся, получивший в конце учебного года итоговую, годовую запись «-» или «2» по одному предмету, переводится в следующий класс условно. Неуспеваемость по данному предмету ликвидируется в форме экзамена или собеседования в течение следующего учебного года. Обучающийся получает необходимое задание и серию консультаций учителя.

Ответственность за ликвидацию неуспеваемости возлагается на родителей (законных представителей) обучающегося. Решение по данному вопросу принимается педагогическим советом, закрепляется приказом по Организации и доводится до сведения участников образовательного процесса.

5. Порядок выставления текущих и промежуточных отметок.

5.1. В клетках для отметок учитель имеет право записывать только один из следующих символов – 2, 3, 4, 5, н, -. Выставление в журнале точек, отметок со знаком «минус» или «плюс» не допускается.

5.2. Выставление в одной клетке двух отметок допускается только на уроках русского языка и литературы.

5.3. Итоговая отметка выставляется на основании не менее трех текущих отметок.

5.4. Годовая отметка выставляется на основании четвертных отметок или отметок за I, II полугодие как среднее арифметическое этих отметок в соответствии с правилами математического округления (например, 3,3,4 – 3; 5,5,4 – 5).

5.5. Отметка «-» (не аттестован) может быть выставлена только в отсутствии трех текущих отметок и пропуска обучающимся более 75 % учебного времени по болезни.

5.6. Итоговые отметки за каждый зачетный период выставляются сразу после записи даты урока. Не допускается выделять итоговые отметки.

5.7. Чтобы объективно аттестовать обучающихся, необходимо не менее трех отметок при двухчасовой недельной учебной нагрузке и не менее 4 — 5 отметок при учебной нагрузке более двух часов в неделю.

5.8. Необходимо учитывать, что выставление неудовлетворительных отметок на первых уроках после длительного отсутствия обучающихся, а также после каникул сдерживает развитие успехов обучающихся и формирует у них негативное отношение к учению.

5.9. Между зачетами, тематическими контрольными работами следует аттестовать обучающихся по изученной теме путем устного опроса.

5.10. Учителя-предметники, работающие с обучающимися индивидуально, выставляют текущие и итоговые отметки в специальном журнале для индивидуальных занятий.

Классные руководители переносят итоговые отметки в классный журнал в конце зачетного периода.

5.11. Итоговые отметки обучающихся за аттестационный период должны быть объективны и обоснованны, т.е. соответствовать текущей успеваемости обучающегося, учитывать не только среднюю арифметическую величину, но и все образовательные достижения школьника, учитывать качество знаний по письменным, практическим и лабораторным работам. По русскому языку, математике (алгебре, геометрии), физике, химии, иностранным языкам итоговая отметка не может быть выше большинства отметок за письменные работы.

5.13. Итоговые отметки в аттестат выпускников 11 классов выставляются на основании «Положения о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного, среднего общего образования», утвержденного приказом Минобрнауки № 362 от 28.11.08 г.

5.14. Итоговые отметки в аттестат обучающимся, окончившим 9 классов, выставляются на основании следующих принципов:

  • вариант получения более высокой итоговой отметки при отличных (хороших) результатах за экзамен, если за 1, 2, 3, 4 четверть была хоть одна отличная отметка или «4»;
  • вариант получения более высокой итоговой отметки при отличных результатах за экзамен, если ни в одном из триместров подобных отметок не было, по решению комиссии;
  • при неудовлетворительной отметке за экзамен и успешной пересдаче в аттестат выставляется «3»;
  • при понижении отметки на экзамене на два балла, в сравнении с годовой отметкой:
  • если за 1, 2, 3, 4 четверть есть отметки ниже годовой, то итоговая отметка в аттестат ставится на балл ниже годовой;
  • если за 1, 2, 3, 4 четверть нет отметок ниже годовой, то итоговая отметка в аттестат может быть выставлена не ниже годовой по решению комиссии.

6. Права и обязанности обучающихся при получении отметки.

6.1. Обучающийся имеет право на публичное или индивидуальное обоснование отметки.

6.2. В случае неудовлетворенности обучающихся или их родителей (законных представителей) выставленной отметкой они имеют право заявить об этом письменно администрации Организации в срок не позднее 3 дней с момента сообщения об отметке.

6.3. Обучающемуся, вышедшему после длительного пропуска (более 3 уроков) на тематический контроль, отметка в журнал выставляется по соглашению с обучающимся. При необходимости пропущенные темы можно сдать в форме собеседования или зачета.

6.4. В случае отсутствия обучающегося на тематической контрольной работе без уважительной причины в журнал выставляется отметка после опроса обучающегося по данному материалу. Уважительными причинами считаются: болезнь, подтвержденная медицинской справкой, освобождение приказом директора, официальный вызов органов власти, особая семейная ситуация.

7. Меры по предупреждению перегрузки обучающихся.

С целью предупреждения перегрузки обучающихся в младших классах не даются домашние задания на воскресенье, если следующий за субботним уроком – очередной в понедельник. Не задаются домашние задания на каникулы и праздничные дни. Контрольные, проверочные работы, зачеты не проводятся в понедельник и субботу, за исключением предметов имеющих объем 1-2 часа в неделю и на первой неделе после каникул. Несанкционированный учебной частью перенос зачета, контрольной работы в графике зачетов и контрольных работ, самостоятельное проведение контрольных работ и зачетов не предусмотренных графиком являются грубым нарушением прав обучающихся и поводом к дисциплинарному взысканию педагогу.

8. Заключение.

8.1. В случае изменения законодательства Российской Федерации в области образования и (или) Устава Организации в части, затрагивающей организацию и осуществле­ние текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, настоящее положение может быть изменено (дополнено).

Проекты изменений (дополнений) к настоящему поло­жению разрабатываются заместителем директора Организации по учебно-воспитательной работе, принимаются Советом школы и утверждаются директором Организации. Изменения (дополнения) к настоящему положению вступают в силу с 1 сентября следующего учебного года, если решением совета Школы не будет установлен иной срок вступления их в силу. Текст настоящего положения на официальном сайте Организации обновляется в соответствии с внесенными изменениями (дополнениями) в течение десяти дней с момента утверждения изменений (дополнений).

8.2.Настоящее положение должно быть признано недей­ствительным и разработано заново в случае переименова­ния, изменения типа и (или) реорганизации Организации (за исключением реорганизации в форме присоединения к Организации юридического лица, не являющегося образовательной организацией).

8.3.Руководители и педагогические работники Организации несут

предусмотренную трудовым законодательством Российской Федерации дисциплинарную ответственность за своевременное, точное и полное выполнение возложенных на них обязанностей и надлежащее использование предоставленных им прав в соответствии с настоящим Положением. Обучающиеся и родители (законные представители) обучающихся несут ответственность за нарушение настоящего Положения в части, их касающейся, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования и Уставом Организации.

 

 

17:20