Положение о предпрофильной подготовке

Положение о предпрофильной подготовке

1. Общая часть.

1.1.В соответствии с приказом Министерства образования РФ от 02.07.2002г. №2525/17 «О ходе эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования», письмом Министерства образования РФ №03-51-157 ин/13-03 от 28.08.2003г. «Об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению предпрофильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования на 2003-2004 учебный год», приказом Министерства образования РФ от 28.10 2003г. №15-1/10 «О мероприятиях по введению профильного обучения, приказом комитета образования и науки Курской области от 23.03.2007г. «Об утверждении регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Курской области, реализующих программы общего образования» для учащихся 9-х классов организуется предпрофильная подготовка.

1.2.Основная цель введения предпрофильной подготовки - создание образовательного пространства, способствующего самоопределению учащегося девятого класса, через организацию курсов по выбору, информационную работу и профильную ориентацию.

1.3.Основной задачей является комплексная работа с учащимися по обоснованному и жизненно важному выбору дальнейшего пути обучения. Предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической,психологической,информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их успешному самообразованию по завершению основного общего образования и обоснованному выбору пути продолжения образования.

2. Структура предпрофильной подготовки.

2.1.Курсы по выбору (элективные курсы) являются важнейшей содержательной частью предпрофильной подготовки. Они призваны удовлетворять индивидуальные образовательные потребности, интересы и склонности каждого школьника, являются важным средством построения индивидуальных образовательных программ. Реализация курсов по выбору позволяет учащимся осуществить «пробу сил» в той или иной сфере человеческой деятельности. Учащиеся получают опыт в осуществлении ответственного выбора.

2.2.Информирование учащихся о возможностяхпродолжения образования, трудоустройства, знакомство с учреждениями профессионального образования, расположенными на данной территории, информирование о программах профильного обучения, реализуемых различными образовательными учреждениями, информирование о состоянии и прогнозах развития рынка труда территории. В результате реализации данного направления учащиеся получают необходимые информационные ресурсы для планирования своего образовательного будущего и опыт работы с такого рода
ресурсами.
2.3. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся включает
консультирования учащихся, мониторинг освоения предпрофильных
курсов, организацию рефлексии полученного учащимися опыта, их
самопознания, соотнесение полученной информации и предпочтений.
Это направление создает условия для убеждения учащихся девятого
класса необходимости осуществления выбора (курсов, практик,
направления деятельности). Психолого-педагогическое

сопровождение является связующим звеном по отношению к первым двум направлениям, в результате чего школьники принимают принципиальное решение о своем дальнейшем образовании (профессиональном или общем) или трудовой деятельности.

3. Организация работы курсов по выбору (элективных курсов).

3.1. Курсы по выбору (элективные или предпрофильные курсы) являются обязательными учебными курсами для обучающихся детей из компонента образовательного учреждения.

3.1.1. Набор курсов по выбору, их перечень определяется на основе анкетирования, собеседования с учащимися и родителями до начала учебного года. .1.2. Набор предлагаемых курсов должен носить вариативный характер, их количество может быть «избыточным», чтобы у ученика была возможность реального выбора.

Базовый объем предпрофильной подготовки в год составляет 102 часа, из них 2 часа в неделю (т.е. 68 часов в год) направляются на краткосрочные (от месяца до полугодия) курсы по выбору, 1 час в неделю (34 часа в год) на информационную и профориентационную работу.

- Структура, содержание и обеспечение курсов по выбору.

Курсы по выбору делятся на два основных вида: предметно-ориентированные и межпредметные (ориентационные). 4.1.1. Задачи предметно-ориентированных курсов:

• дать ученику возможность реализации личных познавательных
интересов в выбранной им образовательной области;

• создать условия для качественной подготовки к итоговой аттестации
и в том числе к экзамену по выбору;

• формировать у учащихся умения и способы деятельности для
решения практически важных задач (практическая технология,
исследовательская деятельность и т.д.).

4.1.2. Программы предметно-ориентированных курсов по выбору включают углубление отдельных тем базовых образовательных программ и обеспечивают повышенный уровень изучения того или иного учебного предмета.

4.1.3. Задачи межпредметные (ориентационных) курсов:

■ создать условия для формирования индивидуальной траектории развития профессиональных интересов учащихся;

■ поддержать мотивацию ученика, способствуя внутрипрофильной специализации;

■ формировать у учащихся умения и способы деятельности для решения практически важных задач (проектная деятельность, учебные практики и т.д.).

4.1.4. Программы межпредметных курсов по выбору предполагают выход за рамки традиционных учебных предметов. Они знакомят школьников с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов и способами их разработки в различных профессиональных сферах, способствуют профессиональной ориентации, осознанию возможностей и способов реализации жизненных планов.

4.2. Программное обеспечение курсов по выбору.

4.2.1. Реализация содержания курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки обеспечивается программами элективных курсов, утвержденными и рекомендованными министерством образования РФ и Курской области. В случае отсутствия программ элективных курсов, которые выбрали учащиеся, преподавание может осуществляться по программам, разработанным педагогами школы и утвержденными методическим объединением учителей школы.

4.2.2. Курсы по выбору ведутся по программам, которые удовлетворяют следующим условиям:

- учитывают особенности школьников, интересующихся отдельными предметами:

- знакомят с методами научных исследований, применяемых в науках, которые интересуют учащихся;

- опираются на школьную программу, но не дублируют ее; нацеливают на подготовку к итоговой аттестации;

- уделяют внимание формированию таких умений, как конспектирование учебного материала, наблюдение, анализ,

«обобщение, рефлексия, систематизация.

4.3. Преподавание курсов по выбору ведется по расписанию, утвержденному директором школы.

4.4. Формы обучения на курсах по выбору могут быть как академическими, так и ориентированными на инновационные педагогические технологии (коммуникативные, групповые, проектно-исследовательские, игровые и другие).

4.5. Итоги работы курса по выбору подводятся по результатам учебной деятельности после окончания курсов с выставлением итоговой отметки учащимся в журнал предпрофильного курса учителем, ведущим курс.

4.6. Методическое обеспечение курсов по выбору включает в себя:

- программу курса, пособия для учителя, материалы учителя, справочную литературу;

- систему творческих заданий для учащихся, творческие работы учащихся. выполненные в предыдущие потоки, материалы для оказания помощи учащимся в проведении учебной практики, проектной деятельности, исследований;

оборудование для проведения экспериментов, проектной деятельности.

4.7. Эффективность преподавания конкретного курса может быть подтверждена:

•анализом отметок по предметам связанным с предпрофильным курсом;

•количественным анализом полученных учащимися отметок в ходе занятий на курсах по выбору;

• количественным анализом проектной деятельности учащихся,
количеством проведенных исследовательских работ на
предпрофильном курсе;

•проведением анкетирования учащихся, педагогов, целью которого является исследование уровня удовлетворенности школьников курсами по выбору;

•Результатами участия школьников в олимпиадах, конференциях, конкурсах.

4.8. Достижения учащихся на курсах по выбору могут заноситься в состав «Личного дела» школьника.

5. Права и обязанности участников педагогического процесса.

5.1. Обучающиеся в школе обязаны:

- посещать курсы по выбору согласно расписанию;

- изучить начатый курс в полном объеме;

- соблюдать правила поведения обучающихся на занятиях курсов по

выбору как в школе, так и вне ее;

- бережно относиться к имуществу школы, учреждений, в которых

проходят курсы по выбору в рамках предпрофильной подготовки;

- уважать честь и достоинство других участников образовательного

процесса.

5.2. Педагогические работники имеют право:

- в соответствии с концепцией профильного обучения свободно
выбирать методики обучения и воспитания, учебные пособия,
помещение для проведения занятий;

- различные формы поощрения, в том числе и материальные;

- повышение квалификации по профильному обучению. 5.3. Педагогические работники школы обязаны:

- поддерживать дисциплину на занятиях на основе уважения

человеческого достоинства обучающихся;

- соблюдать требования охраны труда во время занятий курсов,

практикумов, экскурсий;

- проводить обучение безопасными методами и приемами выполнения

работы, инструктаж по охране труда.

5.4. Родители (законные представители) имеют право:

- участвовать в определении профильной направленности школы и
выработкедокументов,регламентирующихорганизацию
предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе;

- знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса по предпрофильной подготовке, вносить предложения по его совершенствованию.

6. Учетная документация по предпрофильной подготовке.

Часы по предпрофильным курсам вносятся в журнал по курсам по выбору. В журнале указывается название учебного курса, количество учебных часов, проведенных по данному курсу, список учащихся, ФИО преподавателя курса, фиксируется посещение учащимися курса и успешность его прохождения.

7. Финансирование.

Реализация данного положения исполняется за счет бюджетного финансирования в пределах федерального, регионального и школьного стандартов.

22:00